суббота, 10 декабря 2011 г.

Сражение при Танненберге

После поражения при Гумбиннене командующий 8-ой армии Приттвиц готов был отвести войска за Вислу. Мольтке понял, что события на восточном направлении начинают угрожать реализации плана Шлиффена. Поэтому начальник германского Генштаба решил для начала сменить командующего на востоке, заменив Приттвица на Пауля фон Гинденбурга, который  был возвращен на службу с началом войны и отличался более твёрдым характером. Начальником штаба армии стал Эрих Людендорф, переведённый с западного фронта. Авторитет Гинденбурга и интеллект Людендорфа  прекрасно дополняли друг друга, их партнёрство стало одним из эффективных в истории.
До приезда новых руководителей армии Приттвиц успел сделать распоряжение, которое повлияло на дальнейшие события в Восточной Пруссии. Когда он успокоился, то понял, что корпус Франсуа хотя и понёс значительные потери, но остановил Ренненкампфа и освободил силы для действия на другом участке. Приттвиц вспомнил тактические игры при Шлиффене по обороне восточно-прусской границы. Стратегия заключалась в том, чтобы разбить сначала одну русскую армию в районе озёр, а затем перебросить войска и разбить вторую армию.
Александр Васильевич Самсонов
23 августа Гинденбург и Людендорф прибыли в штаб 8-ой армии в Растенбурге, а на следующий день отправились на совещание к командиру 20-го корпуса генералу Шольцу. Командующий 20-го корпуса был встревожен подходом к его позициям армии Самсонова и был готов отступить. Людендорф настоял на том, что корпус должен сражаться и держать свои позиции. Далее начальник штаба 8-ой армии начал реализовывать план Приттвица. Корпуса Франсуа и Маккензена были спешно сняты со своих позиций. Ренненкампф посчитал, что немецкие войска отошли в крепость Кенинсберг и необходимо готовиться к осаде.
Утром 25 августа Гинденбургу необычайно повезло, так как немецким радистам удалось перехватить радиосообщение для Первой русской армии об осаде Кенинсберга. Согласно сообщению  26 августа армия должна была остановиться на некотором расстоянии от города, чтобы иметь возможность помочь второй армии. Гинденбург понял, что Ренненкампф сам себе навязал задержку наступления и этим ставил под удар армию Самсонова.
Герман фон Франсуа
В это же время  Вторая русская армия продолжала движение вперед. На центральном участке фронта армия продвигалась успешно, но при этом фланги постоянно растягивались, как по отношению к корпусу Франсуа (с юга), так и по отношению к корпусам Маккензена и Шольца (с севера). Самсонов хотел прижать немецкие войска к Висле. Своенравный Франсуа, командующий 1-ым корпусом, не выполнил приказ о наступлении 25 августа и не собирался этого делать на следующий день, дожидаясь подхода артиллерии. Однако 27 августа Франсуа понял ошибку Самсонова и двинул войска вперёд. 28 августа командующий русской армии продолжил наступление в центре, несмотря на опасность с фланга. В результате атаки 1-я армия отбросила немцем и вышла на открытую местность, за Вислу. Людендорф был вне себя и потребовал от Франсуа послать дивизию для помощи разбитым частям.
Командующий 1-ым корпусом 8-ой армии во второй раз не выполнил приказ Людендорфа. Вместо выделения дивизии для помощи, он атаковал фланг армии Самсонова. Утром 29 августа авангард корпуса Франсуа пробился к Вилленбергу, где встретил часть 17-го корпуса генерал Маккензена, которые атаковали весь день в южном направлении. В итоге значительная часть армии Самсонова оказалась в окружении.
В результате сражения при Танненберге в плен попало 92 тысячи русских солдат, убитыми и раненными русская армия потеряла 50 тысяч человек. Германским войскам удалось остановить вторжение русской армии, что позволило сосредоточить силы на западном направлении, где ожидалось скорое  завершение кампании. Генерал Самсонов избежал окружения, но был сражен сознанием случившейся катастрофы и застрелился. Армия Ренненкампфа вынуждена была начать отступление и 13 сентября пересекла российскую границу.

Статтья подготовлена с использованием книги Джона Кигана "Первая мировая война".

Комментариев нет:

Отправить комментарий