Сегодня поделюсь одной из историй Первой мировой войны, изложенной книге Петера Энглунда "Первая мировая война в 211 эпизодах": Батальон Рене Арно готовится к новой операции под Верденом.
Известие приходит в разгар летней жары и просто всех наповал. Их посылают под Верден "с целью закрыть брешь. Никто и не предполагал, что придётся вернуться, тем более что они понесли такие тяжелые потери. По этой причине, кстати, два полка бригады были объединены в один, и Арно вместе с остальными было поручено отпороть цифру "337" со своих нашивок и пришить вместо этого цифру "293". 337-й полк прекратил свое существование месяц назад под Верденом.
Арно пытается сделать все возможное, чтобы успокоить свою роту, но он понимал, что ему это не удастся. Сам он был просто ошеломлён. У всех в головах крутилась одна мысль: "Один раз получилось, а второй никогда". Вечером командир полка собрал их в одном из маленьких подземных помещений Верденской цитадели. Рота получает приказ отвоевать территорию между Тьюмоном и Флёри, недалеко от того места, где они стояли в начале июня. Подполковник произнёс перед своими офицерами такую же вдохновлённую речь, как только что пробовал сделать Арно, убеждая своих солдат, но с незначительным результатом. Арно смотрел на напряженное лицо командира полка, видел, как он играет желваками, не веря собственным словам. Однако Арно несколько успокоился, узнав, что его батальон сперва придержат в резерве.
Выйдя в коридор, он увидел, что в соседнее помещение выстроилась очередь из пяти десятков человек. В комнате сидел помощник врача батальона, Байе, кругленький человечек с коротко стриженными волосами и большими очками на носу. Солдаты толпятся в очереди, чтобы сказаться больными и таким образом избежать огня чистилища. Называются все мыслимые и немыслимые недуги и болячки: грыжа,ревматизм, незатянувшиеся раны. Врач обливается потом, окружённый толпой, "люди цепляются за него, словно за спасательный круг". Потом Арно узнал, что и многие офицеры из батальона сказались больными. "Короче говоря, полный развал".
Вечером Арно встретил врача и попытался сделать то же самое, хитро продумав свои действия. Сперва Арно посетовал на то, что офицеры объявили себя больными, тогда как лично он никогда не делал этого, даже если у него есть на это причины: слабое сердце. И он словно ненароком расстегнул пуговицы на мундире и попросил врача послушать его. Арно питал безумную надежду на то, что врач что-нибудь услышит и пошлёт его в тыл. Тот послушал у него сердце и затем недовольно произнёс, что, кажется есть шумы.. И всё на этом. Пристыженный, Арно застегнул мундир: "Это проявление слабости впоследствии не позволит мне судить других".
С наступлением темноты они вновь выдвигаются из крепости. Цепочки людей с тяжелым грузом переправляются через реку и вьются дальше, к черным вершинам, в самое пекло огня. Они взбираются по первому крутому склону, и Арно валится на землю: сердце колотится и буквально выпрыгивает из груди. "Я был совершенно измучен, что вот-вот потеряю сознание, и втайне надеялся, что это произойдет". После долгого марша через узкий ход сообщения они добрались до примитивного убежища, крыша которого состояла из листа гофрированного железа. Там он уснул.
* * *
Через два дня, на рассвете, началось наступление. Оно закончилось провалом. Потери были огромные. Погиб и командир полка. Рота Арно не участвовала в самом наступлении, и он выжил.
Источник: Петер Энглунд "Первая мировая в 211 эпизодах" М, 2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий